+7 (916) 020-83-85

+7 (965) 246-34-52

Смысл жизни

Старый мудрый кот лежал на травке и грелся на солнышке, когда мимо него пронесся кувырком маленький шустрый котенок, гоняющийся за своим хвостом.

- Что ты делаешь? – лениво поинтересовался старый кот.

- Мне сказали – ответил котенок – что мой хвост - это мое счастье. Но только он все время ускользает от меня.

Старый кот улыбнувшись, сказал:

- Когда я был молодым, мне тоже говорили, что в моем хвосте – мое счастье. Я долго бегал за своим хвостом, пытаясь схватить его. Не ел,  не пил, а только бегал и бегал, я падал без сил, вставал и опять пытался поймать свой хвост. В какой-то момент я отчаялся и просто пошел, куда глаза глядят. И знаешь, что я вдруг заметил?

- Что? – с удивлением спросил котенок.

- Я заметил, что куда бы я ни шел, мой хвост везде со мной, мое счастье рядом!

 

Удовольствие. Во все века люди прилагают большие усилия, пытаясь отыскать свое счастье. Кто-то предполагает получить его через обретение богатства, почета, кто-то через забвение и утешение в любви, а кто-то через удовольствие. Причем все они ошибочно думают, что вся человеческая деятельность определяется стремлением к счастью, не подозревая, что дверь к счастью открывается на себя, и кто пытается нажать на нее, перед тем она закрывается.

В зарубежной психологии выделяют два направления: механистическое и гуманистическое. Первое основано на принципе гомеостаза, второе – на самореализации. Оспаривая механистическое направление, В. Франкл утверждает, что человек строит свою жизнь не по принципу гомеостаза, непрестанно стремясь сохранять внутреннее равновесие, и не по принципу удовольствия, устраняющего напряжение и действующего в направлении гомеостаза. По его мнению, человеку необходима здоровая доза напряжения для достижения поставленных целей. А удовольствие и радость являются следствием реализации этих устремлений. Именно действие «несет на своей спине» удовольствие. По мнению Франкла, следование принципу удовольствия может привести к тому же к нивелированию целевых установок, и тогда человеку будет не важно, что именно он делает. К этому стоит добавить, что приспосабливающийся к равновесию человек нередко мир воспринимает как враждебный. Рассматривая удовольствие как побочный продукт осуществления человеком смысла своей жизни, Франкл, однако, допускает, что оно в отдельных случаях может стать целью волевого акта.

Самоактуализация – еще один источник личного смысла. По мнению психологов гуманистического направления, человеку с рождения дана склонность к росту, совершенствованию и уникальный набор характеристик, с инстинктивным стремлением к их проявлению. Еще Аристотель в четвертом веке до нашей эры утверждал, что цель и задача каждого существа заключается в том, чтобы осуществиться, реализовать собственное бытие. Позднее христианская традиция для самосовершенствования предложила образ Христа, и путь следования к нему. Однако, по мнению В. Франкла, самоактуализация, также как удовольствие и радость не могут сделать жизнь человека содержательной, если смысл заключается только в них самих. К тому же человек не всю жизнь стремится к росту, часть его жизни включает и снятие напряжения. Особенно важно не считать самовыражение главной целью в любовных отношениях. Полностью актуализированная личность, обладая прочным ощущением своего «я», выходит за пределы себя, и скорее заботится о других, их росте, чем использует людей в качестве средства для самовыражения или заполнения личной пустоты.

Космический смысл. Представление о космическом смысле - общем для всех людей плане духовного упорядочения вселенной - дает прочное ощущение земного смысла. При этом необходимо, чтобы смысл шел впереди бытия, как когда-то Бог в виде облака вел израильский народ во время его странствия по пустыне. Вера в существование Промысла о каждом человеке, вера в Спасителя дает людям всеобъемлющий смысл и чрезвычайно утешает. Подтверждение этому можно найти и в наше время, и во времена раннего христианства. Ярким примером тому является легенда создания иконы «Нечаянная радость», описанная Димитрием Ростовским. Главный герой легенды – разбойник - имел обыкновение перед своими «праведными» делами, восстанавливающими, по его мнению, справедливость - не бедных же он грабил - обращаться за помощью к Божьей Матери.  Однажды, прося помощи в очередной раз, он впал в сильный страх, увидев, что Богородица повернула к нему свой лик, а у Младенца открылись раны, как во время Распятия. Когда же он, потрясенный до глубины души, понял, что причиной тому был именно он, осознание этого стало переворотом всей его жизни. Слезы жалости к себе превратились в слезы нечаянной радости и не только радости дарованного ему покаяния. Озарение пришло к нему,  и он воскликнул: «Значит и правда Мир Этот Небесный существует и ему есть до нас дело! И значит царство, где нет обиженных и угнетенных, восторжествует».

Земной, или субъективный смысл. Помимо существования объективного смысла В. Франкл утверждает, что смысл жизни еще и субъективен – не существует одного смысла для всех, и относителен – определяется ситуацией, в которую вовлечена неповторимая личность. В связи с чем, человек, по мнению одних ученых, должен создать свой единственный и неповторимый смысл, по мнению других – отыскать свой единственный и неповторимый смысл, уже данный Богом, Мирозданием. И затем посвятить себя его воплощению через  погружение в поток жизни, включенность в жизнь. В этом последнем пункте многие ученые сходятся.

Жизнь как задача. Человеку как нравственному существу необходимы основы для жизни, то есть наличие смысловой системы с входящими в нее ценностями. Земной смысл предполагает цель. Отсутствие смысла, а, следовательно, цели и ценностей в мире приводит в отчаяние. Еще Паскаль триста лет назад сказал: «Ничто так не отравляет жизнь человека, как отсутствие у него задач и целей». Отсюда человек, обладающий ощущением смысла, в своей жизни видит цель, которую нужно выполнить, и некую ведущую задачу. Задачи у каждого свои, и меняются от часа к часу, от ситуации к ситуации. Неповторимость человеческого существования призывает реализовать свои неповторимые возможности. И выбрать путь, где они могут быть реализованы, человек может, выполняя требования дня.

Три категории смысла жизни. Несмотря на уникальность каждого смысла, все же эти уникальные смыслы распадаются на три основные категории: состоящие в том, что человек дает миру как свои творения; что он берет у мира в форме встреч и опыта; в его позиции по отношению к страданию, к судьбе, которую нельзя изменить. В связи с этим Франкл выделяет три категории ценностей, к осуществлению которых стремится человек.

«Ценности творчества», реализуются через деятельность. Смысл жизни человека заключен в возможности создать нечто большее, чем он сам. Это может быть и семья, и любая группа, помогающая открыть все скрытое благородство человека, и самые разнообразные занятия, если к ним подойти творчески. Создание нового, необычного в приготовлении пищи, обустройстве дома, сада, в одежде и т.д., является мощным противоядием бессмысленности, при этом каждая новая вещь творческая вдвойне, и как произведение искусства, и как проявление нового себя. Однако, способность работать не является достаточным основанием для наполнения жизни смыслом. Работоспособный человек может вести и не наполненную смыслом жизнь. В профессиональной деятельности не сама работа делает человека счастливым, неповторимым, она лишь дает возможность проявить в ней свою индивидуальность. Причем условия работы, подавляющие творчество и превращающие человека в автомат, всегда порождают неудовлетворенность вне зависимости от уровня зарплаты. Важно, чтобы деятельность, оплачиваемая или общественно-полезная, пробуждала сильное желание быть – быть для кого-то или для чего-то. Причем важно творческий подход применять во многих сферах жизни, уделяя внимание тому, на сколько хорошо наполняются эти сферы. 

«Ценности переживания», реализуются через восприятие мира. Здесь человек обогащается сам. Вовлеченность в глубокое переживание создает смысл  и любителю природы, и религиозному человеку, и человеку, испытывающему счастье любви. Причем нередко люди ошибочно думают, что оно больше зависит от внешней привлекательности, чем от самой личности. И нередко человек, не любящий и не любимый, является таковым по причине собственного отказа от поисков любви. Укрываясь за несчастливо окончившимся любовным романом, не желая больше обжигаться, он замыкается в себе. Однако по среднестатистическим расчетам в жизни человека на девять неудачных любовных связей приходится одна счастливая, которую необходимо искать, рассматривая и любовную жизнь как задачу. При этом важно помнить, что верность, как задача любви возможна только для себя самого, а не как требование к партнеру. Ученые утверждают, что только раскрытие любящих людей на духовном уровне придает смысл жизни, а не простое удовлетворение сексуального влечения. Для любящих людей сексуальный акт является телесным выражением душевно-духовной связанности. Однако и любовь является лишь одним из возможных шансов наполнить жизнь смыслом.

«Ценности отношения» - это отношение человека к ограничению своих возможностей и к судьбе, которую нельзя изменить. Выживание в экстремальных обстоятельствах зависит от способности найти смысл в собственном страдании, которое может иметь смысл, если меняет человека к лучшему. Даже когда нет надежды избежать страдания и смерти, есть смысл в том, чтобы продемонстрировать другим, Богу и самому себе, что можно страдать и умереть с достоинством. В связи с этим, как утверждает В. Франкл, пока человек отвечает за реализацию ценностей, даже, если это лишь ценности отношения, у него всегда есть смысл жизни. И использовать все эти ценности необходимо в зависимости от шансов, которые предоставляет жизнь.

По мнению Эрика Эриксона  у человека происходит постепенная смена смыслов. В начале жизни его интересы сконцентрированы на собственном «я». Это время обретения устойчивого представления о себе. На пятом и шестом десятке, если человек не потерпел неудачу в реализации более ранних задач развития, его жизненный смысл смещается за пределы собственного «я». Эта стадия «заинтересованности в формировании следующего поколения и направляющего руководства им».  Но связывать свою жизнь только с потомством также ошибочно. Даже при отсутствии детей жизнь человека нельзя назвать бессмысленной.

Самотрансцендирование – выход за пределы себя. «Востребованная» жизнь людей имеет чрезвычайно большое психологическое значение. И хотя человек должен начинать с самого себя, он не должен заканчивать собой. Важно, чтобы смыслопорождающая деятельность поднимала индивида над самим собой. Бубер по этому поводу говорил, что в жизни человека содержится смысл, включающий много больше, нежели спасение его отдельной души. Это же утверждают и святые отцы, призывая жить нуждами других людей, и так исполнить закон Христов. Однако помощь необходимо оказывать по мере своих сил и только в том, что другой человек не может сделать сам. 

 Важность смысловых систем, особенно самотрансцендирования, была установлена также И. Яломом в результате клинической работы с пациентами, умирающими от рака. По его наблюдениям пациенты, испытывающие глубокое ощущение смысла своей жизни, живут более полно и встречают смерть с меньшим отчаянием, чем те, чья жизнь лишена смысла. В своей критической ситуации они опирались на несколько родов смысла, как религиозного, так и светского. И наиболее важным из всех видов, дающим сильное ощущение жизненной цели, является альтруизм.

Отдавать, быть полезным другим людям, участвовать в благотворительности, делать мир лучше для жизни – все это альтруизм. Псевдоальтруисты все эти действия выполняют по разным причинам: одни с целью успокоения себя, надеясь на такую же помощь, случись с ними подобное; вторые, оказывая помощь, видят себя сильнее и свою жизнь более хорошей; третьи повышают свою самооценку или социальную значимость; четвертые просто присоединяются к модному течению; пятые таким образом налаживают полезные знакомства или освобождают себя от уплаты налогов. И только истинные альтруисты бескорыстно помогают нуждающимся из сострадания и великодушия.

Ученые утверждают, что альтруизм приносит наибольший эффект, когда у человека есть возможность широкого влияния на людей, например, если он является учителем, врачом, писателем, управляющим персоналом, работодателем. Здесь важно помнить, что рост одного человека вызывает цепную реакцию – выигрывают многие, имеющие отношение к нему.

О смысле конечности жизни. Основополагающей для смысла жизни человека является конечность его существования. Если бы люди были бессмертны, то могли бы откладывать «на потом» любое дело, и только осознав конечность жизни, человек может начать использовать отпущенное ему время, не упуская возможностей, из которых сложится итог его жизни.

В. Франкл считал, что основная движущая сила развития личности – это стремление к смыслу, и наиболее предпочтительно человеку искать смысл своей жизни не на одном поле.