+7 (916) 020-83-85

+7 (965) 246-34-52

Психологические характеристики смысложизненных ориентаций (СЖО)

Автор: Осипов Федор

СЖО – предмет исследования различных наук: философии, психологии, педагогики, социологии, и поэтому наиболее полноценное их определение возможно лишь на междисциплинарном уровне.

О духовности говорится и пишется много. Это, несомненно, заслуживает положительной оценки, но подчас в большом количестве публикаций определение духовности совершенно размывается и, таким образом, еще дальше отодвигается от нас искомое – сущность духовности.

В психологическом аспекте духовность обозначает индивидуальную систему мотивов личности, выраженную в двух фундаментальных потребностях: идеалистической потребности познания и социальной потребности жить и действовать для других. Духовность – это высшие стороны внутреннего мира, которые проявляются в человечности, сердечности, доброте, искренности, теп-лоте, открытости для других людей. Духовность основывается на широте взглядов, эрудиции, культуре, общем развитии личности.

В психологической литературе проблема духовности нашла отражение в работах таких ученых, как Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, Л.С. Вы-готский, А.В. Петровский и др. Духовность представлена психологами в виде самосознания (Э. Фромм), психической активности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский), субъектности (К.А. Абульханова-Славская, М.С. Каган, В.А. Петровский), установки (С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе).

Интересна точка зрения на духовность как на интегральное качество человеческой психики. Так В.И. Андреев отмечает, что духовность, являясь фундаментальным свойством человека, интегрирует в себе духовные потребности и способности человека самореализовывать себя в поисках истины, в творчестве, в стремлении к добру, свободе и справедливости.

Известный отечественный психолог С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что духовность на уровне индивидного бытия в тех или иных формах заключает в себе ценностный элемент как свое необходимое дополнение. Проблема ценностей как составляющих духовности стала предметом изучения и в работах Л.М. Архангельского, С.Н. Булгакова, А.Г. Здравомыслова и др. Духовность, с точки зрения данных ученых, служит показателем существования определенной иерархии ценностей, целей и смыслов, в ней выражен высший уровень освоения мира человеком. Человек духовен в той мере, в какой он действует согласно высшим, нравственным ценностям человеческого сообщества, способен поступать в соответствии с ними.

Но перед тем как обратиться к рассмотрению феномена духовных ценностей, определим само понятие «ценность».

Этимологически смысл слова «ценность» довольно прост и соответствует самому термину: ценность есть то, что ценят люди в явлениях, процессах, предметах. Этимоны понятия «ценность»:

1) основа, ось – в древнегреческом языке;

2) приветствие, похвала – в латинском языке;

3) сила, крепость, в том числе металла, из которого делают монеты, опре-деление отношения денег при обмене;

4) цена, назначаемая при обмене товара, – в русском языке.

Особое значение проблемы ценностей привело к выделению в западной философии в конце ХIХ–начале ХХ в. особой отрасли – аксиологии, в рамках которой явления ценности поначалу трактовались как внесоциальные феномены, не поддающиеся научному анализу, а именно:

1) как потусторонняя сущность вне пространства и времени (объективно-идеалистические теории – неокантианство, неотомизм, интуитивизм);

2) как явление сознания, проявление психического настроя, субъективного отношения человека к оцениваемым им объектам (субъективно-идеалистические теории – логический позитивизм, эмотивизм);

3) как выражение естественных потребностей или законов природы в целом (натуралистические теории – теория интереса, эволюционная этика).

Материалистическая же трактовка ценностей рассматривает их как спе-цифические проявления общественных отношений и нормативно-оценочной стороны общественного сознания, связывая ценности с реальной жизнью, с общественными и личностными потребностями, интересами и целями людей (С.Ф. Анисимов, Л.М. Архангельский, В.Т. Ганжин, М.С Каган, К.Н. Любутин, Ю.М. Смоленцев, В.П. Тугаринов и др.).

Причем подчеркивается, что ценности не первичны, «...они производны от соотношения мира и человека, выражая то, что в мире, включая и то, что создает человек в процессе истории, значимо для человека».

Американский ученый М. Рокич рассматривает ценность как разновид-ность убеждения, определяя ее как «устойчивое убеждение в том, что опреде-ленный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точек зрения, чем противоположный или обратный способ поведения, либо конечная цель существования .

По его мнению, человеческие ценности характеризуются следующими основными признаками:

1) общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно невелико;

2) все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя в различной степени;

3) ценности организованы в системы;

4) истоки человеческих ценностей прослеживаются практически во всех социальных феноменах.

М. Рокич разделяет два класса ценностей: терминальные и инструмен-тальные, что, по сути, воспроизводит достаточно традиционное различие ценностей-целей и ценностей-средств.

В своей работе «Человек в поисках смысла» В. Франкл доказывает, что «стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни является врожденной мотивацией, присущей всем людям, и является основным двигателем поведения и развития личности». Кроме того, он вводит представление о ценностях как смысловых универсалиях, кристаллизованных в результате обобщения различных ситуаций, с которыми обществу или человечеству приходилось сталкиваться в истории. Это позволяет обобщить возможные пути, посредством которых человек может сделать свою жизнь осмысленной и ценностно наполненной: 1) с помощью того, что он дает жизни (в смысле творческой работы); 2) с помощью того, что он берет от мира (в смысле переживания ценностей); 3) посредством его позиции по отношению к судьбе, которую он не в состоянии изменить. Соответственно этому членению выделяются три группы ценностей: ценности творчества, ценности переживания и ценности отношения.

Таким образом, общечеловеческие ценности – духовны, т.е. это те ценности, которые сохраняют положительное значение во все времена и для всех людей. Духовные ценности относятся к разряду высших ценностей. «Духовное» при этом выступает синонимом высших форм человеческой деятельности. «Духовный» – значит возвышенный, положительный. Одни духовные ценности даны чувственно, реализуются и представлены вещественно – в качестве скульптуры, картины, музыкального произведения, книги и т.п. Другие, такие, как Красота, Истина, Добро, Благо, Справедливость, возникли как результат деятельности сознания или духа и выражают абсолютно идеальное совершенство, являясь абстракциями, которым в реальной жизни не соответствуют какие-то конкретные объекты.

Духовные ценности содержат в себе вечное и положительное начало, особое и непреложное, без которого невозможна эволюционная поступательность исторического развития человека и социума.

Каждая духовная ценность имеет конкретно-определенный смысл, назначение, потенциально возможные и потенциально осуществимые в реальных действиях обязанности, функции, задачи, цели и т.д. Духовная ценность носит и содержит в себе предстоящие, возможные преображения и изменения, но, естественно, в их положительном смысле. И лишь при условии ее (духовной ценности) внутреннего переживания. Духовная ценность не является субъективно реальной ценностью до тех пор, пока не переживается внутренне, и внутренне переживаясь, не проистекает во внешнюю жизнь. «Только в человеческой деятельности, – пишет С.Ф. Анисимов, – ценность получает свое актуальное существование» . Субъективное переживание «распредмечивает» духовную ценность, и она становится общественно значимым фактом. По мнению Шри Ауробиндо Гхоша, «духовная истина существует вечно вне, независимая от нас в небесах Духа, но она без пользы человечеству здесь, она не становится...… истиной жизни, пока она не переживается».