+7 (916) 020-83-85

+7 (965) 246-34-52

Аксиомы коммуникации

Автор: Власов Евгений

Общение — это сложный многоплановый процеcс, в котором одним из важных элементов является коммуникация (от лат. communicatio - сообщение, передача), т.е. обмен информацией между людьми. Правильное понимание основных положений коммуникации может сделать наше общение более эффективным. Ниже приведены пять аксиом коммуникации.

1. Невозможность отсутствия коммуникации.

У поведение есть свойство: его не может не быть. Любое поведение несет в себе информацию, вне зависимости от того эффективно оно или нет, достигает оно своей цели или нет. Активность или пассивность, молчание или диалог - все это несет в себе информацию, неизбежно воспринимаемую другими людьми, которые не могут не ответить на эту информацию. Человек, сидящий в помещении в группе людей, смотрит в одну точку, его поведение явно говорит о том, что он не хочет вступать в общение, он как бы говорит: «сейчас я хочу побыть наедине с самим собой и подумать», а например, другой человек в том же помещении активно жестикулирующий и задающий вопросы собравшимся, - ставит перед собой цель активного общения и обмен информацией. Общение может быть как вербальным, так и невербальным, когда даже такие маркеры как тонус мышц, постукивание пальцем или дыхание, несут достаточно важную информацию о человеке и его состоянии. Таким образом, не вступать в коммуникацию невозможно.

2. Коммуникация: уровень содержания и уровень отношения.

Коммуникация содержит в себе как передачу информации (содержательный аспект), так и аспект отношения, то есть как воспринимается полученная информация. Это иллюстрирует Бейтсон (описание и побуждение): А, Б, С образуют линейную цепь нейронов. Где возбуждение Б – “описание” состояния А и одновременно “побуждение” С прийти в состояние возбуждения. Само по себе содержание: - это та информация, которая передается, не важно правдивая она или вымышленная, полезная или бесполезная. Описание показывает, как надо относится к полученной информации. Иными словами описание дает информацию о самой коммуникации, то есть коммуникация о коммуникации, или метакоммуникация. Пример: «Сцепление надо отпускать достаточно плавно» или «Попробуй только бросить сцепление, и коробка сломается к чертям». В обоих случаях лежит один и тот же смысл, но форма совершенно разная. Отношение может описываться как на вербальном уровне: «я просто шучу» или «я говорю серьезно», на паравербальном: тон голоса, паузы, ритм речи и на невербальном уровне. Коммуникация содержит в себе: содержание и отношение, где отношение систематизирует содержание. И при этом отношение является метакоммуникацией.

3. Пунктуация последовательности событий.

Следующая базовая характеристика касается взаимодействия – обмена сообщениями между коммуникантами. При наблюдении за общением мы видим, что объекты осуществляют непрерывную последовательность взаимообменов. Но Уорф, Бейтсон и Джексон ввели понятие «пунктуация последовательности событий». Предположим, экспериментатор обучает крысу нажимать на кнопку, чтобы получить еду. С позиции экспериментатора это выглядит так: «Крыса нажимает на кнопку, и я даю ей еду», но при перемене последовательности мы получаем обратную ситуацию, где крыса обучает экспериментатора давать ей еду после того, как она нажмет на кнопку: «Я нажимаю на кнопку, и экспериментатор дает мне еду». Этот аспект достаточно важен в межличностном взаимоотношении. Семейная пара постоянно ссорится. Муж реагирует пассивным избеганием, а жена ворчливыми нападками. Супруг разногласие может объяснить тем, что он избегает притязаний ворчливой жены пассивностью, а жена может сказать: «Я ворчу, потому что он паcсивен». В этом примере каждый из супругов сам для себя определяет точку отсчета, и от этой точки "расставляется пунктуация".Следовательно, природа человеческих взаимоотношений зависит от пунктуации последовательности сообщений.

4. Цифровая и аналогическая коммуникация.

Предположим, что в текстовом сообщении: «На яблоне созрели яблоки», существительные можно заменить на картинки. Если бы мы произнесли это вслух, можно было бы указать на соответствующие предметы. Но в выражениях и письме мы используем определенные слова, которые указывают на существование этих предметов в нашей памяти, попадающих в память из реальности. Само слово образовано случайно, это просто семантическая договоренность, которая существует лишь в языке. Именно слова образуют цифровую коммуникацию.

В аналогической коммуникации содержится что-то «похожее на предмет». Эта коммуникация используется для того, чтобы этот предмет выразить. Например, если мы слушаем незнакомую иностранную речь по радио, мы ничего не поймем, но если мы встретимся с носителем языка и сопоставим то, что он говорит с тем, как он это показывает (аналогическая коммуникация), как он это выражает в мимике, жестикуляции, - мы поймем гораздо больше. Безусловно, данный вид общения и выражения объектов уходит на более ранний виток эволюции, нежели лингвистика.

В процессе общения очень важно уметь соотносить оба способа передачи сообщения, где оба вида несут в себе важную информацию, дополняя друг друга. Когда вербальное и невербальное послание в целом соответствуют друг другу, мы говорим о конгруэнтности, то есть «бодрей» мы говорим бодрее, а «веселей» мы говорим веселее. В случаях, когда сообщения не соответствуют друг другу, мы говорим о неконгруэнтности и данное наблюдение может поставить под сомнение полученную информацию.

Обобщая, можно утверждать, что люди используют как цифровой, так и аналогический языки. Цифровой язык сложный, с достаточно мощным логическим синтаксисом, он может указывать на пространство и время, но он удален от действительности, и сам по себе не может в полной мере передать опыт человека, а у аналогического языка есть семантика, но нет адекватного синтаксиса.

5. Симметрическое и комплементарное взаимодействие.

Когда мы говорим о симметрии или о комплиментарности, мы говорим: либо о равенстве, либо об отличии. При симметрическом взаимодействии партнеры общаются на равных, сводят свои различия к минимуму, принимают одинаковые позы, повторяют жесты. Радость или печаль, бодрость или пассивность не имеют значения. Симметрическое общение может наблюдаться в разных состояниях, здесь речь идет об эмпатии. В комплиментарной коммуникации различия доводятся до максимума. Такое общение свойственно там, где есть соответствующие регламенты. Это может быть организация, где общаются руководитель и подчиненный, или мать и ребенок. В этом случае природа отношений взаимозависимая: разные, но типы отношений дополняют друг друга.

Таким образом, когда мы видим, как конкретно происходит коммуникация, базируется она на равенстве или на различиях, тогда мы говорим о симметрическом или о комплиментарном обмене.